Вне политики! Вне конкуренции!
Фан-клуб фирмы «Партия и Домино»
info@partya-moscow.ru

Внимание! Все магазины Партия и Домино закрыты. Представленная информация имеет исключительно историческое значение.

«Партия» одного

Торговой сети «Партия» осталось недолго жить. Президент одноименной группы компаний Александр Минеев решил сосредоточиться на другом своем брэнде – «Домино». Когда-то «Партия» была лидером розничного рынка бытовой техники и электроники. Но она слишком зависела от прихотей своего владельца и потому сдала позиции, которые заняла благодаря его же талантам.

Появления Александра Минеева на публике можно пересчитать по пальцам одной руки. Пара пресс-конференций в середине 1990-х, единственное и небогатое на откровения интервью журналу «Эксперт», короткая речь на церемонии открытия магазина «Мода-Домино» (нельзя было не присутствовать, поскольку разрезать ленточку пригласили французского посла). Президент «Партии» почти не общается с коллегами по цеху: его компания никогда не входила – да и не высказывала такого желания – ни в одну профильную ассоциацию. Он будто бы живет, руководствуясь собственным лозунгом: «Вне политики! Вне конкуренции!», хотя и не является его автором. Но все, что происходило с «Партией» – сначала розничной сетью, а потом торгово-финансовой группой, – было отражением взглядов ее владельца на бизнес и менеджмент.

«Партия» – это Минеев, – говорит бывший топ-менеджер группы.– Без его одобрения там никто ничего не делает. Он лично контролирует все: от выбора места для магазина до цвета формы продавцов». Можно представить, насколько тяжело далось бизнесмену, некогда заявлявшему, что он старается «выстраивать работоспособные конструкции на десятилетия», решение о фактической ликвидации своего главного брэнда. 10 из 17 магазинов «Партии» будут объединены с магазинами «Домино», ассортимент которых, таким образом, пополнится бытовой электроникой. Помещения остальных сдадут в аренду. Некоторые из них уже не работают. «Магазин закрыт на реконструкцию», – гласит объявление в опустевшей витрине «Генерал Электрик» на Лубянке.

Взлет и размах

Осведомленные люди утверждают, что назвать компанию «Партией» Минееву предложили Леонид Милославский (будущий гендиректор ИД «Коммерсантъ») и Андрей Васильев (на тот момент ­– бывший заместитель главного редактора одноименной газеты), основавшие в 1992 году рекламное агентство «ЮРИЙГАГАРИН». Васильев же впоследствии сочинил лозунг: «Вне политики! Вне конкуренции!» Услышать историю создания «Партии» из первых уст «Ко» не удалось: на запрос о возможности интервью с основателем группы ответили молчанием. Тем не менее мы переговорили с несколькими бывшими топ-менеджерами группы и предпринимателями, знакомыми с Минеевым, а также разыскали некоторые документы, связанные с бизнесом «Партии».

Итак, АОЗТ «Партия» появилось в октябре 1992 года, и у него, как и у других компаний группы, с самого начала было два учредителя: сам Александр Минеев и его друг Михаил Кузнецов. Минеев – недоучившийся студент Московского приборостроительного института – работал до этого в фирме «Томо», продававшей офисные телефонные станции Panasonic. Уволился он после того, как владелец «Томо» отверг его предложение добавить к телефонии компьютеры и оргтехнику – очень перспективные товары. Минеев решил, что сможет освоить этот рынок сам, точнее, с помощью Кузнецова, который в то время торговал копировальными аппаратами. К слову, «Томо» дожила до сего дня и не изменила своей специализации, расширив лишь число поставщиков. Тем, кто мог найти стартовый капитал, торговля техникой приносила в начале 1990-х фантастически быстрые доходы. По словам совладельца одной из столичных розничных сетей, рентабельность тогда достигала 200% в месяц. «С видеоплейера можно было получить около $70 прибыли – сегодня это средняя цена того же плейера, – замечает другой коммерсант.

Михаил Кузнецов стал гендиректором «Партии», Александр Минеев – его заместителем. Однако контрольные доли, вероятно, всегда и везде были у главного идеолога. Во всяком случае, в ЗАО «Объединенная московская финансовая группа», созданном вместе с «Партией» (ОМФГ, например, владеет компанией «Транзит-Вилс» – транспортным дивизионом «Партии»), Минееву принадлежало 62% акций, а Кузнецову – 38%. Разделение же ответственности между партнерами было таким: Кузнецов взял на себя управление финансами, а Минеев – продажи, маркетинг и организационные вопросы. «Саша разбирался в финансах, не сочтите за прямое сравнение, как свинья в апельсинах, – рассказывает один из бывших «партийцев». – Зато он был настоящим генератором идей и отличался обостренной интуицией».

Одна из таких идей, предопределившая бурный рост «партийного» бизнеса – параллельное развитие оптовой и розничной торговли (бытовой техникой и электроникой Минеев занялся в 1994 году, когда у него было три магазина, продававших телефоны, компьютеры и оргтехнику). В поисках дилеров «Партия» добралась до Хабаровска и даже Владивостока. Большие объемы закупок и статус официального дистрибутора позволяли компании получать у поставщиков солидные скидки. Розничные цены в магазинах «Партии» при этом оставались самыми высокими среди конкурентов, но покупателей это не отпугивало. Разумеется, «велись» они не на цены, хотя дороговизна, по замыслу Минеева, должна была способствовать укреплению престижности торговой сети. В его магазинах можно было купить «все, что включается в розетку» (один из рекламных слоганов «Партии» того времени), причем новые модели появлялись уже через неделю после того, как анонсировались в западной прессе. Плюс отличный от конкурентов сервис в торговых залах. «По реакции покупателей было видно, что они буквально наслаждаются тем, что им помогают выбрать товар и могут проконсультировать по любому техническому вопросу», – вспоминает бывший сотрудник «Партии». Система отбора и подготовки продавцов была собственным ноу-хау Александра. После собеседования кандидат неделю обучался методам активных продаж, а затем отправлялся на стажировку в какой-либо магазин. Практика заканчивалась экзаменом на знание ассортимента и внутренних процедур. Придирчивость экзаменатора была обусловлена угрозой штрафа в случае недобросовестной работы принятого продавца.

К середине 1990-х производители и импортеры техники обхаживали «Партию» как самого желанного клиента. Так, первое в Москве Интернет-кафе при магазине «Виртуальный мир» было оборудовано полностью за счет вендоров. Обсуждение промо-кампаний с поставщиками начиналось только при предложении бюджета не менее чем в $100 000. Вот как, по словам бывшего высокопоставленного «партийца», обычно проходили переговоры Минеева с представителями иностранных компаний-производителей: «С самого порога он заявлял: «Мне нужна такая-то скидка». Ему по всем правилам отвечали: «Давайте все обсудим, рассмотрим варианты». «Что обсуждать? Да или нет?», – напирал Саша. Пауза, иностранцы перекладывают какие-то бумаги, советуются друг с другом: «Да, согласны». – «Тогда будем говорить о деталях».

В 1996 году оборот «Партии» (10 магазинов в Москве и около 200 дилеров в регионах) превысил $580 млн. Ни до, ни после компания не раскрывала свои финансовые показатели. Для сравнения: примерно такова была выручка компании «М.Видео» в 2003 году (24 магазина плюс оптовые продажи).

Генеральная линия

Высокие цены – во что бы то ни стало выше средних по рынку – были частью политики Минеева по созданию для компании имиджа «вне конкуренции». Впрочем, в интервью «Эксперту» он уверял, что не может торговать дешево, потому что исправно платит налоги. Из-за опасения уронить престиж своей сети Александр вплоть до 1998 года ничего не закупал у корейцев – Samsung, LG и других. Дисконтные карты «Партия» выпустила позже конкурентов, но при этом объявила, что меняет их на карты любых других розничных сетей.

«Однажды (кажется, в 1995-м) владельцы московских сетей собрались на неформальную встречу, чтобы обсудить правила поведения на рынке, – рассказывает совладелец крупной розничной компании, торгующей бытовой техникой и электроникой. – Минеев не пришел, но прислал своего представителя. Обсуждалось много вопросов, в том числе мы говорили о том, что в предстоящий новогодний сезон не будем снижать цены, а на какие-то группы товаров даже повысим, чтобы заработать средства для инвестиций в развитие. На что представитель «Партии» заявил: «А мы уже повысили, теперь вы подтягивайтесь».

Сложно сказать, был ли деловой снобизм Минеева отражением его характера, или же так подействовали на него заработанные миллионы. «Очень умный человек, но с большой долей надменности, – делится впечатлениями о владельце «Партии» знающий его Александр Кабанов, председатель совета директоров компании «Мир». – Из-за чувства превосходства, которого он не скрывал, с ним было трудно общаться. Хотя все, что говорил Александр Минеев, казалось логичным и обоснованным».

Особой гордостью президента «Партии» был магазин «Генерал Электрик» на углу Малого Черкасского переулка и Новой площади, смотрящий витринами прямо на Лубянку. При случае он любил подчеркнуть, что туда захаживают люди из администрации президента. Остается гадать, каких трудов и денег стоило Минееву (формально одной из его компаний, ООО «Амфин») заполучить в собственность здание, числившееся в списке федеральных исторических памятников. Забегая вперед, отметим, что в том же здании в феврале 1999 года – будто не случилось никакого экономического кризиса – он с помпой открыл универмаг «Мода-Домино»: Pierre Cardin, Givanchy, Kenzo, Cacharel и так далее. Вероятно, в этом тоже была некая бравада.

Сеть «Домино» (мебель и товары для дома) бизнесмен основал в 1997 году, запланировав почти сразу масштабную региональную экспансию. «Партия» открыла три магазина в Санкт-Петербурге. Летом 1998-го структуры группы приобрели около 40% акций ОАО «РостовЦУМ» – крупнейшего магазина Ростова-на-Дону (позже их доля выросла до 50,3%). А несколькими месяцами ранее Минеев купил небольшой – 1303-е место по размеру собственного капитала – банк «Нефтехимпром», переименованный им в «Акционерный банк «Рост». С этого момента «Партия» стала называть себя «торгово-финансовой группой», хотя «Рост» в первую очередь обслуживал компании своего владельца и дружественные ему структуры (инкассация, расчетные счета).

«Мы создавали – и в общем-то создали – крупнейшую на своем рынке компанию, – не без ностальгии вспоминает бывший менеджер «Партии». – Это была вдохновляющая цель». Но именно на пике успеха из группы стали уходить люди, проработавшие с Минеевым не один год. Вот лишь несколько фамилий: Михаил Корес, создавший корпоративное рекламное агентство «Арт Мобиле», Борис Щербаков, курировавший дистрибуцию компьютеров и оргтехники, Валерий Ермаков и Андрей Моторин – вице-президенты «Партии» (первый отвечал за недвижимость, второй – за розничную торговлю). Многие из ушедших начинали собственное дело: Корес, к примеру, основал агентство «Арт Медиа», а Моторин – сеть магазинов «Модный базар». А в 2000 году Минеев разошелся с Кузнецовым. По слухам, тот сейчас занимается торговлей джинсовой одеждой. Впрочем, основатель «Партии», надо думать, не расстроился оттого, что стал полновластным хозяином группы.

Хозяин-барин

Отставные «партийцы» с разной долей пристрастности говорят о президенте «Партии». Кто-то считает, что «Саша ослеп от успеха и перестал считаться с чужим мнением», другой говорит, что не только не конфликтовал с ним, но и мог позволить себе немного критики, а кто-то с дружеским сожалением называет бизнесмена «мятущейся натурой». Но все подчеркивают, что он талантливый предприниматель и организатор.

«Минеев мог легко поменять свое решение: пообещать – и не дать, разрешить – а потом наказать, – рассказывает один из менеджеров. – Мог быстро поднять человека – например, вчерашнего сборщика мебели сделать директором магазина – и так же быстро уволить. И при этом он, надо отдать ему должное, был руководителем с сильной энергетикой, с умом аналитика». «Многие люди не выдерживали его прессинга, – добавляет другой менеджер. – Хотя, как мне казалось, это была проверка на прочность».

Их тех, кто был причастен к созданию «Партии», в хороших отношениях с Минеевым остался разве что один Милославский. Когда в 2002 году Леонид Милославский решил начать собственный издательский бизнес, подконтрольные ему «Нью Медиа Паблишинг Групп» и «Рунет Холдинг» («Столичная вечерняя газета», журнал «Секрет фирмы») за кредитами обратились именно в банк «Рост».

Распад старой команды Александр Минеев компенсировать не смог. Новички и подросшие сотрудники, зная характер шефа, предпочитали не высовываться с инициативами и не спорить с ним, а выполнять указания. «Я общался с некоторыми топ-менеджерами «Партии» – они не производили впечатления людей, принимающих самостоятельно какие-либо решения», – замечает Александр Кабанов. «От менеджеров «Партии» мне приходилось слышать, что они не всегда представляют, в каком направлении движется компания», – добавляет другой предприниматель.

Недоверчивость руководителя распространялась не только на подчиненных. «Он искренне считал, что закрытость является конкурентным преимуществом, – говорит бывший топ-менеджер «Партии». – Многие пытались с ним договориться, но ни один из совместных проектов не жил больше года». Совладелец одной из крупнейших московских розничных компаний признался, что однажды предлагал Александру Минееву создать альянс: «Он ответил, что готов это обсудить, но никаких переговоров у нас так и не состоялось».

Когда розничные сети Москвы стали активно расширяться за счет аренды свободных площадей, Минеев упорно придерживался своего старого принципа – приобретать магазины в собственность. Только в 2001-м, после трехлетнего перерыва, у «Партии» появилось пять новых магазинов бытовой техники, все в крупных торговых центрах. Но к этому времени у Александра не было уже ни «Моды Домино» (оказался нерентабельным), ни ростовского ЦУМа (был продан местным бизнесменам), а в Питере осталась лишь одна «Партия».

Группа «Партия» по-прежнему сильна – одна недвижимость чего стоит!– но на родном для себя рынке бытовой техники и электроники занимает теперь далеко не первые позиции. Исправлять упущенное уже поздно, и Александр Минеев, похоже, это понимает, если решился на перепрофилирование своих магазинов. «Компания пропустила тот момент, когда надо было поворачиваться к массовому покупателю, – рассуждает бывший «партиец». – Десять, даже пять лет назад покупать в «Партии» было престижно, сейчас же Bang & Olufson на полке никого не удивишь».

Сайт кадровой службы «Партии» пестрит объявлениями о вакансиях в «Домино» – от продавцов и кладовщиков до директоров магазинов. Судя по этому списку, Минеев всерьез задумался о франчайзинге: компании требуется соответствующий специалист. Среди свободных позиций менеджеров по продажам товаров для баров и ресторанов (этим занимается отпочковавшаяся от «Домино» фирма «Профсоюз») затесалась вакансия руководителя отдела компьютерной техники Hewlett-Packard. Когда-то «Партия» была крупнейшим дилером этой марки в России. Александр Минеев, похоже, никак не может забыть о тех временах.

Резюме Александра Минеева

Возраст: 40 лет

Образование: Московский приборостроительный институт

Профессиональный опыт:

1998 – настоящее время: ТФГ «Партия», президент; банк «Рост», председатель совета директоров;

1998 – 2001: ООО «Амфин», гендиректор, затем консультант;

1997 – 1998: ЗАО «Партия-Москва», коммерческий директор;

1992 – 1997: АОЗТ «Партия», заместитель гендиректора, затем коммерческий директор

Личная информация: киноман, любит итальянскую оперу.